ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(воспитание самостоятельности)
- Приучайте ребенка к самостоятельности в
выполнении домашних обязанностей. Пусть он
помогает вам по хозяйству, постепенно у него
появится его личная обязанность, за которую
отвечает только он (поливать цветы, накрывать на
стол, выносить мусор, ходить за хлебом – выберите
то, что наиболее соответствует вашему укладу
жизни).
- Предоставьте ребенку возможность самому себя
обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери
требования должны быть адекватны их возрасту и
последовательны. Не стоит делать за ребенка то,
что он может сделать сам (кроме исключительных
случаев, например, если он себя плохо чувствует).
Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких
напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и
просто не будет реагировать на ваши слова. Если
вы несколько раз говорите ему собрать и
приготовить одежду на завтра, а он этого не
сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам.
Даже если он опоздает в этот день в школу, это
будет его ответственность, не ваша.
- Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению
общих планов, выслушивайте и принимайте во
внимание его мнение. То же касается и конфликтных
ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все
плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь
приходить к компромиссам.
- Не “стойте над душой” у сына или дочки. Ребенок,
привыкший к тому, что каждое его действие
контролируют взрослые, никогда не научится
самостоятельно работать. Когда он начал работу,
займитесь своими делами, подходите к ребенку
лишь время от времени и смотрите, как у него
продвигаются дела. Если заметили, что он
отвлекся,– спокойным и доброжелательным тоном
поинтересуйтесь его успехами.
- Поощряйте вопросы с его стороны, но не
“разжевывайте” ему задания – он должен сам
научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть
ребенок объяснит вам, как они делали подобные
задания в классе,– ведь вы учились так давно, что
плохо помните школьные требования. Непонятное,
спорное слово, нужный синоним поищите вместе в
словаре – это, с одной стороны, послужит сменой
деятельности, а с другой – приучит сына или дочь
пользоваться справочной литературой.
- Преодолеть отвлекаемость поможет составление
расписания, и развитие у ребенка чувства времени.
Это чувство можно развивать, предлагая ему
оценить, сколько времени займет то или иное
действие (например, сколько времени необходимо,
чтобы записать предложение, позавтракать и т. д. ).
- Если ребенку важно посмотреть какую-либо
передачу или сходить погулять, постарайтесь
вместе рассчитать время так, чтобы все успеть.
Попробуйте предположить, сколько времени может
занять выполнение того или иного задания, а затем
засеките время и сравните результаты.
Договоритесь, что выполненным считается только
то задание, которое сделано полностью и
аккуратно.
- Определите индивидуальные особенности ребенка,
понаблюдав за стилем его работы: насколько
быстро он утомляется от однообразной
деятельности, легко ли включается в новое
задание или долго “раскачивается”, какой вид
деятельности ему дается легче (письмо, счет,
чтение, рисование и т. д. ), какие учебные предметы
ему более интересны. Затем, учитывая эти
особенности, вместе составьте план выполнения
уроков на каждый день. Постепенно ребенок
приучится рассчитывать время и организовывать
свою деятельность, и ваше присутствие в комнате
перестанет быть необходимым. В ваши функции
будет входить контроль конечного результата.
Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где
ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем
случае не позволяйте ему за уроки при включенном
телевизоре, радио, компьютере, по возможности
создайте на время подготовки домашних заданий
спокойную и тихую обстановку.
- Собирать портфель с первого класса ребенок
должен сам, ничего не забывать ему поможет список
предметов, которые надо взять с собой в тот или
иной день. Собирать портфель в 4-ом классе – это
унижение для него, и для вас.
- Если вы говорите, что что-то сделаете, то
сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет
“пропускать мимо ушей” ваши предупреждения.
Если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и
вы не отпускаете его куда-то, выполните это
обещание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий